Загадка Монтессори.

Сегодня в России стало модно отдавать ребенка в монтессори-сады или посещать с ним группы-монтессори. Что это за методика и что она дает современному ребенку?

Монтессори — это фамилия первой в Италии женщины-врача, которая, впрочем, прославилась своими достижениями не в медицине, а в педагогике. Мария Монтессори — автор методики, согласно которой развитие ребенка тесно взаимосвязано с окружающей его средой. Ребенок, полагала она, самостоятельная, свободная личность, которую необходимо не лепить по усмотрению родителей, а поддерживать в собственных начинаниях. Для этого следует занять позицию внимательного наблюдателя и помогать. Вообще, процесс воспитания и образования ребенка Мария Монтессори трактовала именно как «помощь в жизни». На раннем этапе развития таким помощником является специальный дидактический материал, который и формирует ту самую развивающую среду. 

Дидактический материал Мария Монтессори придумывала и совершенствовала сама. Его пригодность она признавала только после длительной и тщательной проверки реакций детей, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений и не фиксировало детского интереса и внимания. Она добилась того, что все предметы оказались достаточно притягательными, чтобы ребенок сразу приобретал к ним интерес. По сути она стала родоначальником современных развивающих игрушек. Шнуровки, вкладыши, рамки с застежками, башни, блоки цилиндров, бусины для счета - сегодня все это есть в арсенале каждого малыша. Однако создавала она свои материалы не как игрушки и не как учебное оборудование. Главной ею целью было помочь внутреннему строительству. Предполагалось, что из любопытства и радости общения с материалом у ребенка будет возникать внутренняя мотивация, которая и поможет ему в постижении мира. Каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Об этом должен позаботиться педагог, который оценивает степень  сосредоточения ребенка, следит, справляется ли он с материалом, не пора ли предложить ему новое, более сложное задание.

Материал распределен по пяти зонам. В зоне реальной жизни ребенок учится  пересыпать и переливать, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, раскрашивать и так далее. Там находятся сосуды для пересыпания и переливания, щеточки, тряпочки, гайки, гвозди, шурупы, стенды, на которых висят шнурки и ленты, чтобы ребенок учился их завязывать. В этой зоне дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику. Кстати, именно Мария Монтессори одной из первых отметила связь между степенью развития мелкой моторики и умственных способностей ребенка.

В зоне сенсорного развития ребенок изучает окружающий мир — учится различать высоту, длину, вес, цвет и другие свойства предметов. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Есть еще зоны космоса (начала естественных наук), математики и языка.

Первый сад, который заработал по методике Марии Монтессори, открылся в Италии в 1907 году, а уже к 1913 году о ее педагогической системе знал весь мир. В этом же году первый монтессори-садик открывается и в России. Однако триумфальное шествие ее идей   приостановилось с установлением фашистских режимов в Италии и Германии  - сады Монтессори в этих странах были разгромлены национал-социалистами. С началом коллективизации закрылись они и в СССР. Когда началась Вторая мировая война Мария Монтессори вынуждена была уехать в Индию и смогла вернуться в Европу только после ее окончания. Она умерла в 1952 году. Еще при жизни ее выдвигали на Нобелевскую премию. В 1988 году решением ЮНЕСКО её имя было включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века!

В России имя Монтессори вновь зазвучало в 90-х годах. Сегодня уже повсеместно распространены группы раннего развития по методике Монтессори или «с элементами Монтессори». Однако значение их для развития современного ребенка, видимо,  преувеличено. Чем была эта методика сто лет назад - понятно. Не понятно, что «такого» она дает сегодня. Здравый смысл подсказывает, что педагогическая система Монтессори уже стала неотъемлемой частью современного воспитания. Ее идеи практикуют сегодня в любой семье, где хотят видеть в ребенке личность, где учитывают его интересы, понимают закономерности его роста и развития. И уж, конечно, вряд ли современные дети обделены привлекательным развивающим материалом. Иными словами, некая развивающая среда есть у каждого ребенка дома. На этом фоне не понятно, что должно давать ребенку посещение этих групп. Попытка выяснить это упирается в различные предостережения, что монтессори-среду невозможно создать в отдельно взятой квартире, а монтессори-систему нельзя автоматически сочетать с другими методиками развития детей. Кроме того, частичное использование метода якобы также не обеспечивает эффективную работу с детьми. Однако что должна представлять собой эта «эффективная работа», тоже нигде не уточняется. У родителей резонно возникает вопрос, а занимаясь только по методике Монтессори, не получится ли так, что развитие ребенка будет ограничено определенными рамками и он не познает всего многообразия современного мира?

Кроме того, сегодня совершено очевидно, что есть детки, которым методы работы в таких группах противопоказаны. Во-первых, это гиперактивные и сверхэмоционалные ребята, которым без шума-гама и постоянного общения жизнь не в радость. Такие в обстановке молчания будут скучать и томиться, а потом начнут мешать другим. Во-вторых, это дети, у которых проблемы с речевым развитием, а также дети, склонные к замкнутости, а тем более к аутизму — первые в полной тишине и вовсе говорить разучатся, а вторые окончательно уйдут в себя. И наконец методика Монтессори, при всей свободе, предоставляемой детей, не имеет ничего общего с творчеством — количество задач все равно ограничено и заранее предусмотрены все варианты. И уж конечно заниматься с ребенком чтением, развитием речи и многим другим все равно придется — на это монтессори-педагогика не рассчитана.


Детское питание для Вашего ребенка:

Детское растворимое печенье Бебики «с яблоком»
Детское растворимое печенье Бебики «с яблоком»
Детская безмолочная низкоаллергенные гречневая каша обогащённая пребиотиками Bebi
Детская безмолочная низкоаллергенные гречневая каша обогащённая пребиотиками Bebi
Детская молочная рисовая каша с бананам Bebi
Детская молочная рисовая каша с бананам Bebi