Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Бесценный опыт общения

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 6091

Родители иногда не подозревают о той буре эмоций, которую переживают их дети, общаясь со сверстниками. И, естественно, не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений с ровесниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Еще в 30х годах прошлого века психологи установили, что сверстник — важный фактор и необходимое условие социального и психологического развития ребенка, способствующий разрушению эгоцентризма. А уже в 60-70-х было экспериментально доказано, что особенности общения со сверстниками в детстве определяют личностные характеристики подростка, а затем и взрослого. От количества и качества этого общения зависят собственно коммуникативные способности ребенка, которые в свою очередь могут влиять на академическую успеваемость в школе. Кроме того, с первым неудачным опытом общения связаны и некоторые психические отклонения.

Общение со сверстниками — это первый вид деятельности в жизни ребенка, свободный от влияния взрослых. И в этом заключается его самый главный смысл. Дело в том, что взрослый, как правило, авторитарен в своем общении с ребенком, что ограничивает свободу личности последнего. Общение же со сверстниками позволяет детям проявлять те качества и личностные характеристики, которые не раскрываются в контактах со старшим поколением. Это взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, открытость, способности утешать и сочувствовать. Так, сверстнику чаще, чем взрослому, адресуется помощь и сочувствие ребенка. Только в общении с другими детьми ребенок научается ладить и одновременно отстаивать свои права. С этой точки зрения взаимодействие с одногодками является значительно более продуктивным.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. Первое такое отличие — чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность. Она связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстники становятся более предпочитаемыми и привлекательными объектами друг для друга. Второе — нестандартность и нерегламентированность детских контактов. Если в общении со взрослым дети придерживаются определенных форм поведения, то с ровесниками они чувствуют себя расковано, не бояться кривляться, дурачиться, то есть не подчиняются никаким образцам. Третья отличительная особенность общения в детском коллективе — преобладание инициативных действий над ответными. Если инициативу взрослого ребенок поддерживает практически всегда, то инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается — для ребенка важнее его собственная деятельность. Такая несогласованность в поведении детей часто порождает конфликты, обиды, ссоры.

Качество и содержание общения детей друг с другом существенно меняется от трех лет к шести-семи годам. На первом этапе сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает его действий и состояний. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность крохи. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье.

После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто ходит в детсад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Главной чертой взаимодействия становится не соучастие, а сотрудничество — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстников. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание. Появляется пристальный интерес к сверстнику, ко всему, что тот делает. В возрасте четырех-пяти лет дети часто спрашивают взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть свои промахи и неудачи. Появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а их неудачи — нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой человек теперь становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменение в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим появляется умение видеть и чувствовать внутреннюю сущность другого, учитывать его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросом к сверстнику — что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.К семи годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. То есть сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Таким образом, этот первый опыт межличностного общения во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от совместной работы. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Во власти левой руки

Если ваш ребенок левша. Воспитание маленького гения.

Психология

С детства дружбой дорожить

Советы детям о дружбе. Как объяснить ребенку, что такое дружба? Сложности завести друзей. Помощь родителей в различных жизненных ситуациях.

Психология

Друзья на всю жизнь или как не сделать братьев и сестер врагами

Появление второго ребенка в семье. Как сделать так, чтобы старший ребенок не ревновал и не чувствовал себя обделенным Вашим вниманием при появлении второго ребенка. Создайте дружеские отношения между детьми.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами