Бесценный опыт общения


Родители иногда не подозревают о той буре эмоций, которую переживают их дети, общаясь со сверстниками. И, естественно, не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений с ровесниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Еще в 30х годах прошлого века психологи установили, что сверстник — важный фактор и необходимое условие социального и психологического развития ребенка, способствующий разрушению эгоцентризма. А уже в 60-70-х было экспериментально доказано, что особенности общения со сверстниками в детстве определяют личностные характеристики подростка, а затем и взрослого. От количества и качества этого общения зависят собственно коммуникативные способности ребенка, которые в свою очередь могут влиять на академическую успеваемость в школе. Кроме того, с первым неудачным опытом общения связаны и некоторые психические отклонения.

Общение со сверстниками — это первый вид деятельности в жизни ребенка, свободный от влияния взрослых. И в этом заключается его самый главный смысл. Дело в том, что взрослый, как правило, авторитарен в своем общении с ребенком, что ограничивает свободу личности последнего. Общение же со сверстниками позволяет детям проявлять те качества и личностные характеристики, которые не раскрываются в контактах со старшим поколением. Это взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, открытость, способности утешать и сочувствовать. Так, сверстнику чаще, чем взрослому, адресуется помощь и сочувствие ребенка. Только в общении с другими детьми ребенок научается ладить и одновременно отстаивать свои права. С этой точки зрения взаимодействие с одногодками является значительно более продуктивным.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. Первое такое отличие — чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность. Она связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстники становятся более предпочитаемыми и привлекательными объектами друг для друга. Второе — нестандартность и нерегламентированность детских контактов. Если в общении со взрослым дети придерживаются определенных форм поведения, то с ровесниками они чувствуют себя расковано, не бояться кривляться, дурачиться, то есть не подчиняются никаким образцам. Третья отличительная особенность общения в детском коллективе — преобладание инициативных действий над ответными. Если инициативу взрослого ребенок поддерживает практически всегда, то инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается — для ребенка важнее его собственная деятельность. Такая несогласованность в поведении детей часто порождает конфликты, обиды, ссоры.

Качество и содержание общения детей друг с другом существенно меняется от трех лет к шести-семи годам. На первом этапе сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает его действий и состояний. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность крохи. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье.

После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто ходит в детсад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Главной чертой взаимодействия становится не соучастие, а сотрудничество — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстников. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание. Появляется пристальный интерес к сверстнику, ко всему, что тот делает. В возрасте четырех-пяти лет дети часто спрашивают взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть свои промахи и неудачи. Появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а их неудачи — нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой человек теперь становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменение в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим появляется умение видеть и чувствовать внутреннюю сущность другого, учитывать его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросом к сверстнику — что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.К семи годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. То есть сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Таким образом, этот первый опыт межличностного общения во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от совместной работы. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей.

Вернуться назад