Игра - главное дело ребенка


Согласно многочисленным исследованиям, нет ничего полезней и эффективней для развития ребенка, чем игра. Это утверждение распространяется на период от рождения и до 10-12 лет.

Современный мир ставит перед современными родителями сложные задачи. Им необходимо как можно быстрее протолкнуть детей через период незрелости и вложить в них максимальное количество знаний. Поэтому многие хотят, чтобы дети учились, начиная с как можно более раннего возраста. На этом фоне игра выглядит бесполезным времяпрепровождением. Однако именно игра создает правильные условия для эмоционального и личностного развития ребенка. Игра готовит психику малыша не только к решению насущных задач, но и к задачам, которые могут возникнуть в будущем и которые сегодня сложно даже представить. Поэтому важность и ценность игры в этом возрасте первостепенна. Чтобы ребенок гармонично развивался, взрослые должны не только ценить игру как таковую и поощрять детей к играм, но и так структурировать пространство и время ребенка, чтобы оставалась возможность поиграть. В дошкольном возрасте у ребенка на игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

Здесь надо сразу же оговориться, что как бы хорошо не были организованы занятия, их все равно нельзя считать игрой. Игра всегда добровольна. На основании нескольких исследований был сделан вывод, что если детям, например в садике, предписывают играть, то они, скорее всего, будут считать, что занимаются. И второе важнейшее условие игры — она должна приносить удовольствие. Как бы ни было похоже на игру то, что делает ребенок, если ему это не нравится, значит, он не играет. То есть если ребенка вовлекли в игру уговорами, и он согласился формально, просто уступил, то сказать, что он играет, нельзя. Поэтому у ребенка каждый день должно быть время и место для свободных игр. При этом играть, особенно в ролевые игры, дети имеют право до того возраста, пока им самим это не надоест.

Игры современных детей отличаются от тех, в которые еще недавно играли нынешние взрослые. Сейчас другие игрушки, сюжеты, сам способ организации игры — все выглядит по-другому. А ведь было время, когда жизнь нескольких поколений проходила по единому сценарию. Внук переживал те же события и в той же последовательности, что и дед, и передача опыта была основой воспитания. Сегодняшние дети будут жить в мире, о котором их родители ничего не знают. Каждый день появляются новые технологии и сферы, где их можно применить. Человеку необходимо не только не отставать, но и постоянно делать выбор. Какая там передача опыта — самим бы не оплошать! То, что дети сегодня играют иначе, чем мы есть одна из особенностей современного мира. Дети сегодня знают то, чего мы в своем детстве не знали, умеют то, чего мы никогда не умели. Современный ребенок строит игру на базе совмещения разных культурных эпох. И ему это необходимо, чтобы развить способности, которые помогут ему реализовать себя в новом и сложном мире. Мир-то изменился, а вот функция игры — адаптация — осталась.

Современный мир привнес в детскую игру еще один неоднозначный элемент — агрессию. Она сейчас везде — и в жизни, и на телеэкране, и в компьютерных играх. Чтобы осмыслить этот опыт, обрести чувство безопасности, проиграть возможные сценарии поведения в подобных ситуациях и пережить соответствующие эмоции, современным детям может быть полезна такая форма игры. Поэтому если вы видите, что ребенок включает в игру элементы насилия, не спешите его останавливать или ругать. Понаблюдайте за ним. Может оказаться, что он предложит какой-то гуманный исход — придумает, например, не убить злодея, а посадить его в тюрьму. К такой игре можно отнестись спокойно. А вот если дети просто имитируют увиденное ими насилие, например, воспроизводят какую-то драку или нападение, повторяют силовые приемы, то высока вероятность того, что в такой игре они учатся не справляться с насилием, а собственно насилию.

Чтобы не отдать воспитание ребенка на откуп телевидению, надо много играть вместе с ним. Совместная игра наиболее благоприятна для раннего обучения, она — золотая середина между игрой и трудом. Выбранное родителем занятие ребенок воспринимает как свое собственное. А роль взрослого состоит в том, чтобы помочь ему овладеть навыками и умениями, необходимыми в этой игре. Если же мы играем с детьми в то, что они предлагают, мы показываем им, как они нам интересны и дороги. Чем больше мы подражаем ребенку, тем больше он подражает нам. Способность к подражанию — одна из важнейших составляющих способности к обучению, а у одаренных детей эта способность особенно развита.Игра — довольно безопасное поле для исследования различных чувств и видов поведения — сексуальность, страх, гнев. Психологи советуют родителям спокойно позволять детям осваивать игровой опыт, связанный с этими аспектами. Кроме того, они рекомендуют поощрять игры между мальчиками и девочками. Это обогащает детскую игру, выводит ее за узкие рамки типичных сюжетов, свойственных одному полу.

Игра прекрасно социализирует ребенка, то есть вводит его в культуру и общество, помогает усвоить нормы и правила этого общества, овладеть определенными умениями и социальными навыками. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли и воспроизводя различные ситуации, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых, у него развивается сознание и появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Другими словами, в игре ребенок учится жить, а значит игра — это самое полезное занятие.

Вернуться назад