Как не упустить время?

Вы часто замечаете, что ваша кроха внимательно слушает вас? Вы видите, что с каждым днем взгляд малыша становится все осмысленнее, а движения — все целенаправленнее? Как только вы обратили на это внимание, значит, теперь самое время... заняться его образованием — ведь у ребенка начался сензитивный период!

Что такое сензитивный период? Это тот период в жизни малыша, когда он наиболее готов воспринимать информацию и осваивать различные навыки. От того, насколько вовремя мама заметит и почувствует этот период и начнет «снабжать» ребенка знаниями, зависит его будущее развитие. К сожалению, если время упущено, восстановить восприимчивость практически невозможно — то, что могло быть с легкостью воспринято в нежном возрасте, потом дается с серьезным трудом и упорством.

Так как вовремя заметить этот загадочный сензитивный период и максимально утолить жажду знаний малыша? Этому посвящен наш нынешний выпуск журнала Bebi.

Тому, как уловить сензитивный, чувствительный к знаниям период, много внимания уделяли супруги Никитины, создавшие собственную систему раннего развития детей. В ее основу были положены «три кита»: богатая для разнообразной деятельности обстановка, свобода и самостоятельность детей и, конечно, родительская наблюдательность и любовь. Супруги всегда говорили, что они не задавались целью научить детей всему как можно раньше, они просто старались создать условия для развития их способностей — по их возможностям и желаниям.

Безусловно, вряд ли обычная мама, какой бы любящей она ни была, возьмет на себя смелость определять, что и когда развивается у малышей. Однако представьте — вы начинаете разговаривать с крохой со дня его рождения, когда малыш еще ничего не понимает. Затем наступает момент, когда он произносит свое первое слово. Но если с ним не говорить, то это первое слово может быть не сказано и в год, и в два, и в три. А если по отношению к другим человеческим способностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создать благоприятные условия для развития ребенка?

Наблюдая за детьми, Никитины заметили, что у малышей развиваются у них те стороны интеллекта, для которых были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, игрушечные буквы и цифры.

Вместе огромным потоком понятий и слов, которые осваивал в эту пору в мозг ребенка, такие простые значки, как буквы и цифры, запоминались им без всякого труда к полутора-двум годам. Причем так же дело обстояло с математикой и с другими видами деятельности.

Однако самым главным открытием для Никитиных стало то, что в этих условиях дети очень многое начинали делать раньше, чем это предписывалось им по медицинским и педагогическим нормам. Супруги писали о своих детях: «К трем годам они начинали читать, в четыре — понимали план и чертеж, в пять — решали простые уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. И дело было не только в постижении некоторых школьных премудростей, которыми они легко овладевали до школы (беглое чтение, устный счет, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам».

Вернуться назад