Когда ребенку страшно (Мы летаем, кружимся, нагоняем ужасы! Ахи-Страхи)


Страх — одна из самых сильных и неприятных эмоций. Если испытывать его постоянно, то он перерастает в фобию, начинается болезнь. Поэтому не придавать значения детским страхам нельзя.

Если ваш ребенок испытывает страхи, то отнестись к ним нужно со всей серьезностью. Постарайтесь выяснить, чего именно боится ваш ребенок? Как это выглядит, можно ли его нарисовать? Когда, при каких обстоятельствах это больше всего беспокоит? Такое конструктивное отношение с вашей стороны — мощное исцеляющее средство. Ребенок знает, что вы с ним заодно, и ему делается не так страшно.

По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. Большую часть страхов ребенок генерирует сам. Фантазия наших детей не имеет границ, порожденные ею образы зачастую выходят из-под контроля, превращаются в сознании ребенка в монстров или неизвестных существ, которые становятся непослушными и потому страшными. Тем более что с первых дней жизни ребенок наслышан про какую-то Бабу-Ягу и прочих нечистей, которые готовы в любой момент «съесть» или «украсть». Но богатая фантазия вовсе не означает, что надо избегать всего страшного в книжках и фильмах. В мире ведь тоже нет идеала. И борьба с Горынычем — это подготовка ко встречи с неприятными сторонами жизни. Здесь главное, чтоб малыш знал — вы всегда его защитите.

Очень часто дети боятся темноты. Она — верная спутница тех самых чудищ, сидящих под кроватью. Однако прогнать их довольно легко — достаточно поставить в детской комнате ночник. Если не помогает — придется посидеть рядом, пока малыш не уснет. Монстры ведь почему-то опасаются мам и пап.

В числе «традиционных» страхов — боязнь одиночества. Ребенок неуютно чувствует себя на улице или в общественных местах — они таят для него массу опасностей, к тому же малыш боится потеряться. Рецепт «излечения» таких страхов очевиден: не оставляйте его одного, а в общественных местах держите крепче за руку.Довольно часто дети дошкольного возраста боятся животных. Насекомых же, пауков, червей дети боятся, как правило, тогда, когда их недолюбливает кто-нибудь из значимых взрослых.

Подобные страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. При правильном к ним отношении они исчезают бесследно. А вот так называемые внушенные страхи могут найти отголоски и во взрослой жизни. Они — результат запугивающего воспитания.

Их источник — тревожные родители, которые непроизвольно, но настойчиво заражают ребенка страхом, указывая, например, на наличие опасности: «не подходи — упадешь», «не бери — обожжешься», «не гладь — укусит», «не кричи — Бабайка заберет» и так далее. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он распознает их как сигнал тревоги. Естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Запугивающее воспитание может сыграть роковую роль, если ребенку присущи такие черты, как тревожность, пессимизм, физическая или психическая незрелость. Расшатать ребенку нервы, тем более не совсем здоровому, совсем не сложно.

Над страхами можно и нужно работать. Их можно рисовать, лепить из пластилина или из глины. Тогда страх теряет свою «ужасность» и становится эмоционально менее значимым. Еще один хороший способ избавится от страхов — игра. Она позволяет прожить в реальности пугающую ситуацию, пропустить ее через себя и как бы очистится от неприятных эмоций.

Что не следует делать, чтобы не «заразить» ребенка страхом:

— запирать ребенка одного в темной комнате
— пугать животными
— высмеивать ребенка​, называть трусишкой
— наказывать за страх

Вернуться назад