Наказать, но не обидеть

Все родители делятся на две категории. Одни предпочитают путь увещеваний и объяснений, другие за то, чтобы детей наказывать.

Широко распространено ошибочное мнение, что наказание нужно для того, чтобы вызвать у ребенка отрицательные эмоции — боль, обиду, страх. Тогда случай запомнится, и ребенок впредь не будет так себя вести. Однако суть вещей такова, что наказание не может исправить поведение человека. Истинный его смысл в том, чтобы сигнализировать о нарушении правил. Основная его задача — сделать слова взрослого более весомыми, подчеркнуть их серьезность. Все мы знаем, как легко дети пропускают наши замечания мимо ушей. Поэтому наказание должно заключаться не в том, чтобы обидеть или напугать ребенка, а в том, чтобы он задумался над тем, что сделал и почему это плохо. При таком подходе родитель выступает не в роли диктатора, навязывающего свою волю, а в роли проводника в мир взрослых.

Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Его нельзя пропускать или надолго откладывать. Иначе ребенок не поймет, за что наказан, и кроме обиды у него в памяти ничего не останется.

Наказание не должно быть чрезмерным. Это не акт возмездия, а лишь сообщение о плохом поведении. И уж тем более совершенно недопустимы физические наказания. Они лишь ожесточают ребенка и тормозят развитие его личности. Физические наказания — это насилие над ребенком. К сожалению, во многих семьях эти два понятия не сопоставляются. Наоборот, подобные действия рассматриваются как форма заботы о будущем ребенка. Часто можно слышать такую фразу: «Я тебя бью, потому что люблю. Иначе кто о тебе еще позаботится? Чужому человеку ты не нужен, поэтому он и не будет тебя ни критиковать, не трогать». То есть физическое наказание признается не только правильным, но и полезным. Поэтому от многих взрослых сегодня можно услышать: «Меня в детстве пороли, и я за это благодарен, так как вырос человеком, а значит и ребенка своего наказывать буду». Эта жестокая установка до сих пор передается из поколения в поколение.

На самом деле, физическое наказание унижает и ожесточает ребенка. Бывает, что под страхом наказания ребенок действительно перестает делать то, что ему запрещено. Но чаще всего он лишь делает вид, что послушался, то есть идет на обман, подстраивается или маскируется. У него возникает желание сделать назло и исподтишка. Вообще дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет. Кроме того, они учатся лгать и скрывать содеянное до следующего наказания. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие они выплескивают на более слабых детей или мучая животных. Если девочка или мальчик убеждаются в действенности таких приемов, то начинают использовать их все чаще и чаще. Так развивается агрессивность.

Если говорить о психологических последствиях таких наказаний, то они могут быть очень тяжелыми. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате систематического избиения у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Он будет всегда настороже в ожидании очередной экзекуции, для него будет характерна повышенная возбудимость, готовность к нападению, а также страх перед ожидаемой болью. Такому ребенку трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях. Воспоминания о физическом насилии могут возвращаться в виде ночных кошмаров, страшных снов.

Поэтому физическое воздействие на ребенка должно быть под строгим запретом. Бить нельзя ничем и ни по какому месту. Даже безобидные, по мнению многих, шлепки по попе, должны быть исключены. Также должно быть наложено абсолютное табу на любые наказания, связанные с унижением ребенка. Даже самый маленький ребенок способен почувствовать душевную боль, и неизвестно как она скажется в дальнейшем на его психике. Поэтому наказание не должно сопровождаться грубым тоном, уничижительной критикой или обзыванием. Наказывая ребенка, нужно обязательно сказать ему, чем недоволен взрослый, и разъяснить, что конкретно от него ждут.

Самое же действенное и эффективное наказание — это когда лишаешь ребенка хорошего, нежели делаешь ему плохо. Например, в семье заведено, что перед сном малышу читают книгу. Но если ребенок не слушается, то чтение в этот день отменяется. Или в выходные вся семья ходит в ресторан. Плохое поведение ресторан исключает. Наказание ли это? Да, и довольно чувствительное. А главное — не унизительное и не оскорбительное. В идеале в любой семье должен быть запас больших и маленьких праздников. Некоторые из них надо сделать регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они обязательно наступят, если ОН БУДЕТ ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ. Только не шантажируйте ребенка постоянно их отменой, тем более по мелочам. И помните, что главная воспитательная сила взрослого — не в искусстве наказывать, а в собственном авторитете. А он достигается умением грамотно и бесконфликтно общаться.

Вернуться назад