Наука дружить


«Друзья детства» — сколько в этом словосочетании теплоты, романтики и приятных эмоций! Даже став взрослыми, мы с ностальгией вспоминаем наших детсадовских приятелей, несмотря на то, что не со всеми из них отношения продолжаются долгие годы. Первые друзья — это первые "университеты общения«и освоить их в раннем возрасте совершенно необходимо.

Пока ваша кроха еще совсем маленькая и общается только с домочадцами, вопрос детской дружбы не возникает как таковой — малышу достаточно семьи. Но по мере взросления дети начинают тянуться к общению со сверстниками и тут их (и родителей) ждет много сюрпризов и открытий.

Так, малыш, ласковый и покладистый дома, может превращаться в капризулю в обществе других деток. Это объясняется тем, что в большинстве семей воспитывается всего один ребенок, который является для своих родителей «центром мира». А когда происходит контакт с таким же центром, включается защитные механизмы — малыш проявляет неосознанный эгоизм — вспомните ссоры по поводу раздела игрушек («мое» — «не твое»), территории и даже внимания взрослых.

Однако, при помощи родителей, детишки начинают понимать, что нет ничего страшного в том, что другая девочка или мальчик взял его мячик или куклу — вместе играть даже веселее и приятнее, к тому же надоевшую игрушку можно обменять на такую манящую машинку товарища. Обмен вещами — это очень важный этап обучения дружбе, ведь первоначально малыши познают мир именно через предметы.

Затем начинается период, когда ребенок учится отстаивать свое мнение в кругу сверстников (как правило, это происходит в возрасте от 3 до 5 лет). И в этот момент очень важна роль родителей, которые позволят малышу сохранить позитивное отношение к товарищам и объяснят, что нет ничего страшного в том, что соседский мальчик или девочка не согласны с точкой зрения нашей крохи. Но несмотря на все сложности детской дружбы, психологи сходятся во мнении, что ни один взрослый не может восполнить ребенку дефицит и бесценный опыт общения со сверстниками.

Очень часто родители волнуются по поводу слишком большого количества друзей или напротив, переживают, что их малыш общается только с одним избранным. Однако нормативов здесь нет — потребности в общении у каждого индивидуальны и количество друзей не является показателем правильности или неправильности развития навыков общения.

Мамы и папы, вспоминая свое детство, всегда переживают по поводу вхождения собственных детей в социум, однако чрезмерно оберегать своего ребенка от контактов с другими детьми стоит не всегда. Дружба — это путь, который длится всю жизнь, и маленькому человечку предстоит совершить множество ошибок до того, как он обретет настоящую дружбу. И главное, чем мы, родители, сможем помочь в преодолении этого пути, это — совет и поддержка.

Вернуться назад