Психология

2 голоса, в среднем: 1.5 из 5

Ребенок ведет себя плохо. Кто в этом виноват?

  • 15.03.2017
  • 4 мин.
  • 5202

Очень часто мы жалуемся на то, что дети ведут себя плохо. Вроде мы стараемся сделать их жизнь сытой и благополучной, а они еще сильнее нас изводят, доводя до белого каления. На самом деле, плохое поведение ребенка — это сигнал взрослым, информация к размышлению. Зачем ребенок так делает? Скорее всего, он недоволен своим весом и положением в семье и пытается их изменить. Это бывает в тех случаях, когда ребенок не уверен в своей нужности. А мы зачастую просто не готовы указать детям те пути, которые бы привели их к ощущению своей ценности.

Психологи выделяют четыре основных категории плохого поведения: борьба за внимание, за влияние, месть и уклонение. Все эти стадии проявляются в динамике, то есть не добившись своего первым способом, ребенок пробует второй. В силах родителей прекратить войну на любом из этих этапов, главное разобраться в причинах непослушания ребенка.

Борьба за внимание. Ребенок всеми способами пытается привлечь к себе внимание, вечно теребит маму, не дает ей заниматься домашними делами, а если пришли гости, то он не дает общаться, постоянно встревая в разговор. Если ребенок избрал такой способ поведения в семье, то это означает, что он равняет два понятия — быть в центре внимания взрослого и быть любимым. Он привык думать, что пока взрослые им занимаются, значит, они его любят. В таком случае родителям придется так откорректировать свое поведение, чтобы ребенок почувствовал, что его любят даже тогда, когда взрослые заняты своими делами. В плотном рабочем графике все-таки необходимо найти время для общения с детьми, чтобы каждый ребенок получил от взрослого свою долю внимания. Можно пообщаться за завтраком или перед сном, можно раз в неделю куда-нибудь вместе сходить. Время, проведенное наедине с родителями, для ребенка очень ценно. И если дети получают необходимое им внимание по-хорошему, то у них нет нужды добиваться его негативными способами.

Борьба за власть. Обратите внимание, как ведет себя ребенок после того, как вы делаете ему замечание. Если он тут же прекращает плохо себя вести, значит, он достиг своей цели — получил ваше внимание. Но если его поведение становится еще хуже, значит, его цель — влияние, борьба за власть. Обычно ребенок пытается отстоять себя или свои решения, когда прежние его попытки привлечь к себе внимание столкнулись со слишком сильным отпором со стороны взрослых.

Если ребенок настаивает на своем, упрямится, не сдается, то лучший способ разрешить конфликт — предоставить ему право выбора. Предложите ему альтернативу и позвольте самому принять решение. Получив право на выбор, дети осознают и свою ответственность. Чем больший выбор дается ребенку, тем больше самостоятельности он проявит во всех отношениях и меньше будет сопротивляться вашему влиянию на него.

Еще один эффективный способ переподчинить себе ребенка — договариваться с ним заранее. Например, если вы собираетесь в магазин, обговорите со своим чадом, сколько денег вы готовы на него истратить. Главное здесь — ваше умение держать свое слово. Если вы дадите осечку, ребенок перестанет вам доверять и откажется пойти навстречу.

Месть. Если различные попытки приобрести власть претерпевают неудачу, ребенок может решить, что никому нет до него дела. Ему становится больно от такого явного отвержения, и он начинает стремиться отомстить или отплатить за это. Месть ребенка может быть физической или словесной, примитивной или изощренной. Но цель одна — отомстить людям за ту душевную боль, которую он испытывает.

Для начала нужно правильно распознать, разглядеть затаенную обиду. Это поможет взрослым понять, что ненависть, которая от него исходит, связана с его внутренними переживаниями. Нужно поговорить с ребенком о его обидах. Дать ему почувствовать, что в нем нуждаются и что он необходим. Самое главное — избегать ответных действий. Иначе образуется порочный круг, при котором наказание со стороны родителей ребенок воспринимает как ответную месть. Родителям важно решить, что именно они положат конец «войне» и именно они будут первыми, кто прекратит вымещать свою обиду.

Уклонение. Если же ни одна из вышеизложенных попыток не приводит к удовлетворяющим результатам, ребенок теряет мужество, отказывается от борьбы, начинает воспринимать себя как неудачника. Такие дети стараются убедить родителей и учителей в том, что они действительно не способны выполнить что-то. Тогда к ним будут предъявлять меньше требований и можно будет избежать многих возможных унижений и неудач.

Помогите ребенку осознать, что он ошибается, и если попробует, то он обязательно справится с поставленной задачей. Начните с легких дел, которые ребенок выполняет без проблем. Хвалите за самые маленькие достижения. Не говорите ничего, что может усилить неуверенность ребенка в себе. Создайте обстановку, в которой ему удастся преуспеть, а затем постепенно усложняйте задачу. Подбадривая его, проявите неподдельную искренность.

Таким образом, реакция взрослого определяет поведение ребенка. Мы многое можем сделать, чтобы изменить ситуацию и установить контакт с маленьким человечком. Если дети чувствуют, что они сильны, что их понимают, ценят и любят, у них нет необходимости устраивать сцены и всех донимать.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Взрослые причины детских проблем

Все детские проблемы исходят из-за семейных взаимоотнашений. Как их избежать?

Психология

Неразрывная связь

Неразрывная связь ребенка с матерью. Копирование эмоций и поведения мамы. Как возникает и как не разрушить через года.

Психология

Испытание кризисом

Кризис у ребенка. Правильное развитие ребенка в сложные для него жизненные периоды - главная задача родителей.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами