Главная Полезная информация Психология Щупать, слушать или смотреть

Щупать, слушать или смотреть


Все люди на земле получают информацию об окружающей их действительности с помощью зрения, слуха и осязания. При этом один из этих органов чувств, как правило, развит лучше остальных. Эти индивидуальные особенности проявляются уже в дошкольном детстве. Определив, какой канал «обработки» информации является для вашего ребенка ведущим, можно понять, каким образом облегчить ему процесс обучения и наладить с ним хороший контакт.

Итак, все люди делятся на 4 категории. Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы активнее всего пользуются слухом. Кинестетики познают мир через прикосновения и движения. Четвертая категория — дискреты — самая малочисленная на земле. Они воспринимают информацию через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков. Среди детей их нет, так как малышам такой способ восприятия информации по понятным причинам не свойственен. Более того, многие вообще не считают правильным выделять дискретов в отдельную группу, так как информация, которую они обрабатывают, изначально поступает к ним с помощью трех основных каналов.

Классификация эта, конечно, условна, потому что нет людей, полностью соответствующих какому-то одному типу. Ребенок может быть по природе визуалом, но это не значит, что другие органы чувств у него не работают. Просто ведущий канал определяет особенности его умственной работы, способ запоминания, а значит легкость или сложность приобретения многих важных навыков, например, чтения и письма. Определяет он и уровень отвлекаемости и объясняет, почему возникают проблемы с дисциплиной, почему ребенок «не слышит», не реагирует на замечания. Понятно, что чем больше способов подачи информации использует учитель, тем больше у его учеников шансов усвоить материал. Отличить психотипы не сложно, достаточно просто понаблюдать.

Визуалы обладают прекрасной зрительной памятью, у них хорошо развита мелкая моторика, они быстро запоминают цвет, форму, размер, блестяще справляются с заданиями, в которых надо найти отличия. Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы осваивают чтение. Они плохо воспринимают словесные инструкции, если они не подкреплены картинками. Поэтому в школе они легче усваивают материал, если он написан на доске или подан в виде плакатов-схем, с помощью наглядных пособий, иллюстраций. Визуалам проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, по которым оно так пишется. Для удобства восприятия ребенок-визуал будет прямо в книге или учебнике выделять материал разными цветами. А во время осмысления ему необходимо чертить, штриховать, рисовать, поэтому для занятий ему понадобится черновик. В конце урока визуал легко перепишет домашнее задание в дневник, если оно записано на доске, но с трудом воспримет его на слух. На перемене визуал предпочтет остаться в классе, если большинство учеников из него выйдет. Шум и беготня в коридоре его могут напрягать, для него главное — возможность отдохнуть в спокойной обстановке. Аудиалы познают окружающий мир через звуки, они рано начинают говорить, имеют большой словарный запас, очень общительны. Думают такие дети посредством внутренней речи, поэтому при выполнении письменных заданий они могут шевелить губами и говорить сами с собой. Они нередко испытывают трудности с правописанием и рисованием, зато они очень музыкальны и легко схватывают иностранные языки. Перемену они используют, чтобы наговориться и пошуметь. Что касается домашнего задания, то аудиалу проще записать его в дневник со слуха, поэтому, если оно написано на доске, он запросто переспросит у соседа, что задано.

Кинестетики — это люди действия. Часто про них говорят, что они «смотрят руками». Им необходимо трогать, щупать, а также пробовать, нюхать — таков их способ восприятия мира. Дети-кинестетики обычно рано начинают ходить, любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на месте, долго концентрировать внимание на одном объекте. Нередко они начинают раньше писать, чем читать. Чтение же бывает для них пыткой — нечем занять руки и ноги. Если на уроках они будут только слушать или смотреть, то, скорее всего, не воспримут и половины информации. Поэтому им лучше все записывать. Любой материал они усваивают значительно легче, если обучение предполагает практическую работу — собрать, сконструировать, понюхать. На уроках кинестетику желательно давать возможность разрядится — сходить за мелом, стереть с доски. Перемену он будет использовать, чтобы подвигаться, размяться. А домашнее задание запишет прямо в учебнике, обведя номера заданных упражнений. Очевидно, что кинестетик нуждается в особом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних.

Различия в способах восприятия информации предполагают и разный подход к детям, и особый язык общения. С визуалом лучше употреблять слова, описывающие цвет, форму. А с кинестетиком — качество материала. Потому что первый скажет про игрушку «коричневый песик», а второй — «мягкий пушистый песик». Кинестетику особенно важны тактильные ощущения, поэтому из общения с ним необходимо исключить слова «не трогай». С аудиалом надо использовать различные интонации, делать паузы, говорить громче или тише. А для развития предлагать ему любые аудио материалы. Замечания ребенку надо тоже делать на его языке. Визуалу лучше погрозить пальцем, покачать головой; аудиалу сказать «ш-ш-ш»; кинестетику положить руку на плечо, похлопать по нему.

Здравый смысл подсказывает, что совершенно не нужно навязывать детям свой способ отдыха — например, заставлять всех на перемене водить хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок сам выберет подходящий для себя способ восстановления сил.

Преобладание какого-то одного органа чувств на другими не означает, что их не нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. А учитывая все особенности, можно наладить с ребенком хороший контакт, и тогда его воспитание будет приятным как и для него, так и для его родителей.

Вернуться назад