Виртуальная угроза.

Сегодня компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением. Такая «упаковка» оказывается очень привлекательной для детей. Перед родителями же встают новые вызовы — не дать детям уйти в мир геймеров.

Понятие «компьютерная зависимость» существует уже больше 20 лет. Это навязчивое стремление уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании». По данным российских психологов, от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки.

Проведенные исследования доказали, что пристрастие к компьютеру замедляет развитие ребенка, как физическое, так и психическое. Просиживая за электронной машиной, ребенок начинает вести не свойственный своему возрасту образ жизни — без необходимой двигательной активности, широкого спектра эмоциональных реакций, общения, познания окружающего мира. И еще полбеды, если он играет в так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не вызывают длительной привязанности. Другое дело — ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Примеряя на себя роль компьютерного персонажа, подросток отождествляет себя с ним и получает возможность удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Чем больше ребенок играет, тем отчетливее и критичней становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоциональное напряжение, вызванное проблемами в семье или в школе, потребность избежать физического или эмоционального насилия, желание расслабиться и отдохнуть и многое другое.

Еще более усиливают компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, то есть самого себя, выдавая себя придуманного за себя реального.

«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки» с примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

Напуганные такой перспективой родители могут сразу пойти по пути запретов, объявив компьютер врагом. Однако психологи просят не путать причину со следствием. Если компьютер становится единственным средством развлечения ребенка, то что-то не так с ребенком, а не с развлечением. Это «звоночек» родителем, что надо срочно пересматривать свои отношения с отпрыском, менять образ его жизни. И самое главное, сделать эту жизнь содержательной. Ребенок должен много общаться, заниматься спортом, музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Как говорил папа дяди Федора из Простоквашино, «надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок. И всякие там жмурки-пряталки. Вот тогда дети и не станут пропадать».Задача родителей — призвать компьютер себе в союзники, сделать его вещью полезной. Есть ведь неролевые логические и обучающие игры. Если использовать их в разумных пределах и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут дать положительный результат: научат счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Если у ребенка есть масса интересов, а самое главное — живое общение, то компьютерные игры для него так и останутся не больше, чем развлечением. И при этом ребенок с ранних лет освоит компьютер, что даст ему легкий старт в жизни.

Вернуться назад