Загадка Монтессори.

Сегодня в России стало модно отдавать ребенка в монтессори-сады или посещать с ним группы-монтессори. Что это за методика и что она дает современному ребенку?

Монтессори — это фамилия первой в Италии женщины-врача, которая, впрочем, прославилась своими достижениями не в медицине, а в педагогике. Мария Монтессори — автор методики, согласно которой развитие ребенка тесно взаимосвязано с окружающей его средой. Ребенок, полагала она, самостоятельная, свободная личность, которую необходимо не лепить по усмотрению родителей, а поддерживать в собственных начинаниях. Для этого следует занять позицию внимательного наблюдателя и помогать. Вообще, процесс воспитания и образования ребенка Мария Монтессори трактовала именно как «помощь в жизни». На раннем этапе развития таким помощником является специальный дидактический материал, который и формирует ту самую развивающую среду.

Дидактический материал Мария Монтессори придумывала и совершенствовала сама. Его пригодность она признавала только после длительной и тщательной проверки реакций детей, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений и не фиксировало детского интереса и внимания. Она добилась того, что все предметы оказались достаточно притягательными, чтобы ребенок сразу приобретал к ним интерес. По сути она стала родоначальником современных развивающих игрушек. Шнуровки, вкладыши, рамки с застежками, башни, блоки цилиндров, бусины для счета — сегодня все это есть в арсенале каждого малыша. Однако создавала она свои материалы не как игрушки и не как учебное оборудование. Главной ею целью было помочь внутреннему строительству. Предполагалось, что из любопытства и радости общения с материалом у ребенка будет возникать внутренняя мотивация, которая и поможет ему в постижении мира. Каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Об этом должен позаботиться педагог, который оценивает степень сосредоточения ребенка, следит, справляется ли он с материалом, не пора ли предложить ему новое, более сложное задание.

Материал распределен по пяти зонам. В зоне реальной жизни ребенок учится пересыпать и переливать, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, раскрашивать и так далее. Там находятся сосуды для пересыпания и переливания, щеточки, тряпочки, гайки, гвозди, шурупы, стенды, на которых висят шнурки и ленты, чтобы ребенок учился их завязывать. В этой зоне дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику. Кстати, именно Мария Монтессори одной из первых отметила связь между степенью развития мелкой моторики и умственных способностей ребенка.

В зоне сенсорного развития ребенок изучает окружающий мир — учится различать высоту, длину, вес, цвет и другие свойства предметов. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Есть еще зоны космоса (начала естественных наук), математики и языка.

Первый сад, который заработал по методике Марии Монтессори, открылся в Италии в 1907 году, а уже к 1913 году о ее педагогической системе знал весь мир. В этом же году первый монтессори-садик открывается и в России. Однако триумфальное шествие ее идей приостановилось с установлением фашистских режимов в Италии и Германии — сады Монтессори в этих странах были разгромлены национал-социалистами. С началом коллективизации закрылись они и в СССР. Когда началась Вторая мировая война Мария Монтессори вынуждена была уехать в Индию и смогла вернуться в Европу только после ее окончания. Она умерла в 1952 году. Еще при жизни ее выдвигали на Нобелевскую премию. В 1988 году решением ЮНЕСКО её имя было включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века!

В России имя Монтессори вновь зазвучало в 90-х годах. Сегодня уже повсеместно распространены группы раннего развития по методике Монтессори или «с элементами Монтессори». Однако значение их для развития современного ребенка, видимо, преувеличено. Чем была эта методика сто лет назад — понятно. Не понятно, что «такого» она дает сегодня. Здравый смысл подсказывает, что педагогическая система Монтессори уже стала неотъемлемой частью современного воспитания. Ее идеи практикуют сегодня в любой семье, где хотят видеть в ребенке личность, где учитывают его интересы, понимают закономерности его роста и развития. И уж, конечно, вряд ли современные дети обделены привлекательным развивающим материалом. Иными словами, некая развивающая среда есть у каждого ребенка дома. На этом фоне не понятно, что должно давать ребенку посещение этих групп. Попытка выяснить это упирается в различные предостережения, что монтессори-среду невозможно создать в отдельно взятой квартире, а монтессори-систему нельзя автоматически сочетать с другими методиками развития детей. Кроме того, частичное использование метода якобы также не обеспечивает эффективную работу с детьми. Однако что должна представлять собой эта «эффективная работа», тоже нигде не уточняется. У родителей резонно возникает вопрос, а занимаясь только по методике Монтессори, не получится ли так, что развитие ребенка будет ограничено определенными рамками и он не познает всего многообразия современного мира?

Кроме того, сегодня совершено очевидно, что есть детки, которым методы работы в таких группах противопоказаны. Во-первых, это гиперактивные и сверхэмоционалные ребята, которым без шума-гама и постоянного общения жизнь не в радость. Такие в обстановке молчания будут скучать и томиться, а потом начнут мешать другим. Во-вторых, это дети, у которых проблемы с речевым развитием, а также дети, склонные к замкнутости, а тем более к аутизму — первые в полной тишине и вовсе говорить разучатся, а вторые окончательно уйдут в себя. И наконец методика Монтессори, при всей свободе, предоставляемой детей, не имеет ничего общего с творчеством — количество задач все равно ограничено и заранее предусмотрены все варианты. И уж конечно заниматься с ребенком чтением, развитием речи и многим другим все равно придется — на это монтессори-педагогика не рассчитана.

Вернуться назад