Главная Полезная информация Другие советы Диагностика способностей у детей пяти лет

Диагностика способностей у детей пяти лет

Психологи утверждают: талант вашего ребенка может проявиться уже в возрасте 2–3 лет. К 5 годам внимательный родитель может заметить, какие наклонности даны ребенку от природы. Как их развивать и поощрять? Об этом мы расскажем в статье.

Почему важно развивать способности ребенка

Тяга к познанию нового заложена в малыше самой природой. Детям свойственно с раннего возраста исследовать окружающие предметы, вертеть их в руках, пробовать на зубок. Когда малыш становится старше, его любопытство и способность усваивать новые знания растут вместе с ним. К 5–7 годам ребенок стремится находить ответы на вопросы, учится систематизировать полученную информацию.

Дети постоянно сравнивают себя с другими, дают и получают оценки. Чтобы в дальнейшем ребенок мог самореализоваться, нужно вовремя дать ему все необходимое для развития заложенных способностей. Зачастую проблемы в поведении подростка стоит искать в его раннем детстве. Если нет возможностей для самореализации, неизбежно снижается самооценка, отсюда желание заявить о себе любым доступным способом: через вызывающую одежду, поведение. Чувство неудовлетворенности может преследовать человека всю жизнь. Даже тот, кто в дальнейшем находит высокооплачиваемую работу, не всегда чувствует себя счастливым, если не может проявить заложенный в нем талант.

Гармоничное развитие личности. Некоторые психологи предлагают такой подход к развитию детей: если вы заметили у малыша явные способности в какой-то сфере, не нужно сосредотачиваться на совершенствовании только этого таланта. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок развивался гармонично: духовно, интеллектуально, физически, творчески. Например, если малыш обожает рисовать, дайте ему возможность проявить свой талант, но дополнительно предложите позаниматься танцами или отведите на спортивную секцию.

Как определить способности у ребенка

Одаренный ребенок – какой он? Психологи разработали множество тестов, позволяющих определить, есть ли у малыша какие-либо выдающиеся способности. Ребенка называют одаренным, если у него развито абстрактное мышление, он очень любознателен и быстро усваивает новый материал. Такие дети раньше сверстников начинают говорить, могут подолгу удерживать внимание на интересном предмете. Одаренные малыши обладают богатым воображением, больше других проявляют сострадание, но бывают чувствительны и обидчивы.

Когда проявляются способности? Невозможно точно назвать возраст, в котором ребенок проявит свои задатки. Детский возраст – самый пластичный, поэтому внимательно следите за своим малышом и отмечайте новые этапы его развития. При этом, если ребенок раньше других начал ходить, говорить, не спешите записывать его в вундеркинды. Психологи склонны использовать термин «высокие нормы развития».

Тестирование у психолога. Бывает так, что ребенок гармонично развивается, интересуется разными видами творчества, но не проявляет явных наклонностей к той или иной деятельности. В социальных, развивающих, психологических центрах вам предложат различные варианты тестов, которые помогут понять, что интересно вашему малышу. Диагностика способностей детей проводится поэтапно, в игровой форме. Она обязательно включает:

  • беседу с родителями и ребенком;
  • тестирование малыша;
  • систематизацию и интерпретацию полученных результатов;
  • разработку индивидуального плана развития.

Такое тестирование поможет понять уровень развития ребенка, выявить его интересы, найти «слабые стороны» и в дальнейшем работать над ними.

«Домашние» способы. Перед тем, как вести ребенка к психологу, попробуйте одну из методик, которую можно с успехом использовать дома. Возьмите альбомный лист бумаги и нарисуйте на нем шесть кругов одинакового размера (три сверху и три снизу). Предложите ребенку дорисовать и раскрасить их так, чтобы получились животные, предметы или сюжетные картинки.

Оценивать результат нужно по следующим критериям:

  • Оригинальность. Чем необычнее рисунки, тем лучше развито мышление и воображение ребенка.
  • Продуктивность. Сколько оригинальных решений ребенок смог придумать.
  • Проработанность. Оцените количество мелких деталей, их разнообразие.
  • Качественность. Насколько аккуратно ребенок раскрасил и дорисовал круги.

Какие способности можно развить у ребенка

Существует множество возможностей дополнительного образования для дошкольника. Разнообразные кружки, студии, секции предлагают занятия в группе или индивидуально. Главное, при выборе правильного направления учесть интересы и особенности ребенка и его готовность регулярно заниматься выбранным делом.

Творческие способности.

  • Музыка и вокал. Исследователи считают, что формировать музыкальный слух малыша можно с первых дней жизни. Впервые отвести ребенка к преподавателю стоит в возрасте 4–5 лет. В это время педагог уже может в игровой форме определить, насколько развиты у малыша музыкальный слух и чувство ритма. В ходе игры его можно познакомить с разными музыкальными инструментами, чтобы у ребенка была возможность выбора. Будет ошибкой определять направление, исходя из предпочтений родителей.

    В вокальную студию также можно привести ребенка в 4–5 лет. Для начала деткам преподносят основные понятия, а уже с 7–8 лет начинают серьезную подготовку.

  • Хореография и ритмика. Большинство малышей до года радуются при звуках веселой музыки, с удовольствием хлопают в ладоши и топают ножками. Становясь старше, ребенок, у которого есть желание или предрасположенность к занятию танцами, начинает копировать движения взрослых и придумывать собственные. До 3 лет у малыша еще не сформированы мышцы, поэтому о записи на спортивные бальные танцы речь пока не идет. Крохе подойдут несложные упражнения с элементами танца на занятии ритмикой.

    После 4–5 лет дети могут запомнить и повторить несложные движения, но не обладают достаточной концентрацией. В этом возрасте малыши с удовольствием разучивают танцевальные номера по мотивам любимых сказок. Начиная с 6–7 лет можно начинать серьезную хореографическую подготовку, в этом возрасте суставы и мышцы уже готовы к нагрузкам, а ребенок может подолгу концентрировать внимание.

  • Изобразительное искусство. Почти все малыши с удовольствием рисуют, лепят и мастерят несложные поделки. Развивать это направление можно и дома, но гораздо продуктивнее будут занятия с педагогом. Малыши в игровой форме получат массу новой информации, смогут развить мелкую моторику, научатся аккуратности. Маленьких детей не обучают классическим приемам живописи, их учат, как нарисовать животных, людей, окружающие предметы, рассказывают, как лепить из пластилина фигурки животных. В изостудии ребенок сможет развить воображение, научиться мыслить нестандартно, что не раз пригодится ему в жизни.

  • Артистизм. Если ваш малыш любит рассказывать стихи и обожает находиться в центре внимания, возможно, ему будет приятно выступить на сцене перед настоящими зрителями. Посещение театрального кружка будет полезно и детям, которые страдают от заниженной самооценки и излишней застенчивости. При правильном подходе они могут преодолеть свои комплексы, стать увереннее и раскованное. Кроме этого, театральная студия тренирует память, координацию, развивает словарный запас, учит импровизировать и находить выход из непредвиденных ситуаций.

Технические способности. Малыш не любит рисовать, зато с удовольствием собирает конструктор? Поздравляем, возможно, в вашей семье растет «технарь». Такие малыши обожают задавать вопросы «Как это устроено?», «Из чего это сделано?», «Что у него внутри?» и т. д. Терпеливо отвечайте на них, не отмахивайтесь от маленького почемучки. Не уверены в ответе? Читайте вместе детские энциклопедии. Такие ребята с удовольствием ходят на курсы робототехники или кружок юных техников.

Физическое развитие. Такие важные черты характера, как целеустремленность, воля к победе, командный дух, умение достойно принимать неудачи, ребенок может развить, посещая спортивные секции. Дети, которые еще с дошкольного возраста занимаются спортом, отличаются от своих сверстников: они не боятся ушибиться, упасть, у них устойчивая нервная система, они готовы приложить все усилия для достижения поставленной цели. Выбор подходящего вида спорта зависит от возраста, предпочтений ребенка и особенностей его развития.

  • Велоспорт, прыжки, лыжи, фехтование, гимнастика подходят детям с астеноидным типом телосложения. Обычно это малыши среднего роста, стройные, с длинными ручками и ножками. У них узкая грудная клетка, не выделяются мышцы, нередко они сутулятся. У таких детей обычно есть способности к спорту, требующему скорости, ловкости, выносливости.
  • Главные признаки торакального типа – равная ширина плеч и таза при достаточно широкой грудной клетке, небольшая мышечная масса. Такие дети активны, любят подвижные игры, хорошо показывают себя в видах, требующих выносливости и скорости. Им подходят лыжный спорт, биатлон, гребля, фигурное катание, спортивные танцы, балет, некоторые виды борьбы.
  • Если у ребенка с малых лет хорошо развита мускулатура, то перед вами мышечный тип. Такие дети хорошо покажут себя в силовых видах, но могут преуспеть и там, где требуются высокая скорость и хорошая реакция. Предложите ребенку занятия единоборствами (самбо, каратэ, тхэквондо), теннисом, хоккеем, водным поло, а когда он подрастет, можно попробовать силы даже в тяжелой атлетике.
  • К дигестивному типу относят коренастых детей плотного телосложения. Такие малыши с малых лет показывают хорошую выдержку, имеют крепкую нервную систему. Им подойдут занятия атлетикой, хоккеем, единоборствами, в будущем можно заниматься метанием.

Учитывайте и индивидуальные особенности темперамента:

  • Командные виды спорта больше подходят эмоциональным детям-холерикам. Они легче находят общий язык с товарищами по команде и учатся вместе радоваться победе и переживать проигрыш. Такие виды спорта подходят гиперактивным детям, которым сложно долго концентрироваться, зато они быстро реагируют на ситуацию.
  • Если ваш ребенок – сангвиник, он как никто другой способен проявить лидерские качества. Попробуйте предложить ему занятия командными видами спорта или легкий экстрим: горные лыжи, единоборства, фехтование, альпинизм.
  • Флегматики способны обойти всех конкурентов, потому что сохраняют самообладание в нестандартной ситуации. Они, в отличие от эмоциональных холериков, способны планомерно тренироваться и медленно, но верно идти к поставленной цели. Они хорошо проявляют себя в спортивной гимнастике, шахматах, фигурном катании, атлетике.
  • Меланхолики редко проявляют желание активно заниматься спортом. К тому же они болезненно воспринимают критику и не всегда готовы выслушать замечание от тренера. Такие детки предпочитают заниматься танцами, верховой ездой.

Перед тем, как записать своего ребенка на секцию, обязательно посетите педиатра. Многие виды спорта имеют ряд ограничений по состоянию здоровья.

Исследовательские способности. Юные исследователи часто задают вопрос «Почему?». Их с ранних лет интересуют причинно-следственные связи. Такие малыши обожают ставить эксперименты, они с удовольствием наблюдают за природой, смотрят научные передачи и читают энциклопедии. У них развито логическое мышление, они способны выявлять закономерности и находить нестандартное решение задачи.

Почаще находите время позаниматься с ребенком, возможно, вы откроете для себя много нового. Вы можете создать домашнюю лабораторию и провести несколько несложных химических опытов (готовые наборы продаются во всех детских магазинах). Если такой вид занятий придется малышу по вкусу, смело отведите его на научно-познавательные кружки. Большинство из них готовы принять деток от 7 лет и старше. Дошкольникам можно предложить кружок, на котором изучают особенности растений и животных, ведут наблюдения за погодой, делают поделки из природного материала. Полученные малышом знания помогут ему в познании окружающего мира и пригодятся на уроках в школе.

Лингвистические способности. Все знают, что без знания хотя бы одного иностранного языка сейчас не обойтись. Для его изучения малышу нужно обладать хорошей памятью, языковым слухом и логическим мышлением. Сейчас учить английский начинают чуть ли не с пеленок, но педагоги обращают внимание: чтобы успешно заниматься на курсах иностранного языка, нужно сперва решить все логопедические проблемы.

Первый раз привести ребенка на занятия можно в возрасте 5–6 лет. В это время большинство детей восприимчивы к новой информации и уже могут подолгу концентрировать внимание. Малыши в этот период уже обладают достаточным словарным запасом на родном языке, умеют грамотно строить предложения.

Самостоятельность. Многие родители, стремясь воспитать разностороннюю личность, забывают о том, что ребенку важно освоить и элементарные навыки: самому есть за столом, одеваться и раздеваться, уметь самостоятельно себя занять. Кроме занятий иностранными языками, лепкой, пением и танцами важно дать малышу возможность самому справляться с небольшими трудностями. Но не требуйте от ребенка слишком многого! Развитие способностей у детей должно проходить в соответствии с их возрастом и особенностями.

Этапы развития способностей у детей

Можно выделить следующие этапы развития способностей у детей:

  1. Первичный (с рождения до 6–7 лет). Для начала организму ребенка нужно подготовиться к взрослению. На этом этапе совершенствуются все анализаторы (зрительные, слуховые), развиваются соответствующие участки мозга, улучшается координация движений. Формируются индивидуальные способности ребенка, на основании которых он будет в дальнейшем развиваться.
  2. Формирование специальных способностей (с 6 лет до подросткового возраста). В школьные годы ребенок развивается сперва посредством сюжетно-ролевых игр, решения интеллектуальных задач, головоломок, реализации творческих способностей. Именно игровой процесс способствует развитию его талантов в любой сфере. На этом этапе особенно важна творческая составляющая, помогающая развить пространственное мышление, воображение, координацию, мелкую моторику.

Отечественные психологи наглядно представляют этапы развития способностей в виде следующей схемы:

Гениальность
Талант
Одаренность
Способность

Первые задатки будущего таланта или даже гениальности появляются еще до рождения ребенка или в самом раннем возрасте. Постепенно развиваясь, способности переходят на новый уровень. Для этого нужно создать определенные условия и атмосферу в семье. Нет стопроцентных гарантий, что начальные способности перерастут в настоящую гениальность, но при должных усилиях ребенок может достичь больших высот.

Способности ребенка к 5 годам

В этом возрасте дети продолжают познавать мир через игру. Все большее значение приобретают общение со сверстниками и учебная деятельность.

В этом возрасте дети уже многому научились:

  • имеют около 3 тысяч слов в словарном запасе;
  • умеют строить сложные предложения;
  • начинают пересказывать тексты;
  • правильно произносят почти все звуки;
  • осваивают простейшие навыки счета;
  • могут рассказать о себе, своем доме и семье;
  • имеют представление о назначении предметов.

В это время нужно постепенно начинать готовить малыша к школе. Психологи отмечают, что причиной неуспеваемости чаще становится психологическая незрелость, при этом уровень развития ребенка может быть довольно высоким. В первую очередь нужно позаботиться о развитии внимания, памяти, логического мышления, воображения. Пока малышу трудно сосредотачиваться на одном виде деятельности, он легко отвлекается. Но он уже делает шаги в правильном направлении, учится доводить до конца начатое, в том числе и неинтересные дела.

В этом возрасте малыш начинает понимать, какими чертами характера он обладает, и составляет первое представление о том, каким бы он хотел быть во взрослой жизни. Пока он хочет быть похожим на героев любимых сказок, мультфильмов. Позднее у ребенка появляется настоящая мотивация учиться чему-то новому, чтобы быть сильным, «как папа», умным, «как дедушка», и т. д. Позже он начнет сравнивать себя со сверстниками, соревноваться с ними. Постепенно мнение товарищей по игре становится все более и более значимым.

Во время игры или обучения малыш уже может понять, что от него требуют, и действовать по указанию взрослого. Постепенно расширяется его кругозор, ребенок интересуется тем, что происходит за пределами его семьи и привычного круга. Это идеальный период для изучения информации о природе, животных, растениях. Малыш с помощью взрослого может систематизировать полученные знания и выстроить целостную картину мира, пусть пока и упрощенную.

Какие способности можно развивать в 5 лет? Важно помнить, что все занятия должны проходить в игровой форме. Не заставляйте малыша выполнять задания, которые кажутся ему неинтересными, лучше найдите другой способ подачи информации. В 5 лет вы можете развивать у ребенка:

  • внимание. Учите малыша выполнять более сложные инструкции, переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
  • восприятие. Решайте головоломки, помогающие различать цвета, формы, свойства предметов. Учите воспринимать большее количество оттенков. Расставляйте игрушки по увеличению размера и по уменьшению;
  • мышление. Побуждайте ребенка размышлять, делать выводы, группировать предметы, находить в них общие черты и различия. Предложите ему проанализировать причину того или иного события, понять, что было в начале, а что произошло потом;
  • память. Малыш в 5 лет способен запомнить 5–6 предметов. Память пока непроизвольна, то есть ребенок запоминает то, что взволновало его и заинтересовало. К примеру, он помнит только название тех месяцев, на которые приходятся дни рождения членов семьи. Уже в этом возрасте вы можете отметить, какой вид памяти развит лучше всего: зрительный, слуховой, механический или эмоциональный;
  • речь. Работайте над четким произношением шипящих звуков, правильным построением фразы. Развивайте фонетический слух малыша, учите его угадывать предметы по звуку;
  • воображение. Развить его помогут любые игры, которые заинтересуют ребенка. Поощряйте интересные задумки малыша, вместе придумывайте сказочные истории.

Как помочь ребенку развить талант: советы для родителей

  1. Создайте для творчества подходящее пространство. Дайте ребенку возможность реализовать свой потенциал. Обеспечьте малышу доступ к материалам для творчества (бумаге, карандашам, ручкам, краскам). Разделяйте интересы ребенка и находите время, чтобы позаниматься вместе с ним. Не перегружайте кроху занятиями, оставьте ему время для свободного творчества.
  2. Обустройте ему подходящее рабочее место и не ругайте малыша за небольшой творческий беспорядок. Конечно, взрослому человеку тяжело принять разрисованные стены и испачканный пластилином ковер. И все же старайтесь не ругать малыша за такие казусы. Беспорядок – неотъемлемая часть творческой деятельности.
  3. Дайте малышу поскучать. Мы так стараемся занять ребенка, что у него нередко не остается времени, чтобы самому придумать новую игру. Не пройдет и нескольких минут, как кроха начнет увлеченно строить игрушечный город, изучать устройство предметов или разыгрывать сценки в кукольном домике. Такие моменты очень ценны, они помогают развить самостоятельность и получить новый жизненный опыт.

Учитесь смотреть на мир глазами ребенка, тогда вам будет легче совершать открытия вместе с ним!

Поделиться с друзьями:

Вернуться назад

Комментарии

Пока нет комментариев.
Оставить комментарий

Лучшим питанием для ребенка первого года жизни является грудное молоко.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание
в первые 6 месяцев жизни малыша и его продолжение в течение как можно более долгого периода.

Компания ООО «Атлантик Брендс» и Bebi Premium поддерживают эти рекомендации, а также рекомендации по продолжению грудного вскармливания после введения прикорма. Применять молочную смесь можно только после рекомендации специалиста. Он поможет вам подобрать молочную смесь по составу и свойствам приближенную к грудному молоку.

Bebi Premium заботится о здоровье
вас и вашего малыша!