Абсолютно все родители пытаются создавать условия для полноценного роста и развития своего малыша. И большинство родителей знает, что ведущую роль в этом процессе играет правильное питание. Благодаря грамотно выстроенному меню младенца мы не только восполняем его энергетические затраты, но и удовлетворяем основные пластические потребности растущего организма. Но достичь идеала невозможно без полноценно развитой функции жевания. Многими исследованиями было доказано, что активная жевательная функция обеспечивает гармоничный рост челюстей, зубов и формирование лицевого скелета. Любые нарушения в процессе жевания приводят к плохой механической обработке пищевых продуктов, снижению усвоения питательных веществ и формированию дефицитных состояний.

Содержание: Скрыть

  1. Физиология жевания
  2. Развитие навыка жевания
  3. Последовательность изменения консистенции блюд прикорма

При своевременном введении в питание ребенка продуктов, требующих длительного и тщательного пережевывания, формирование постоянного прикуса происходит у него намного раньше, чем у детей, получающих пюреобразную пищу. Но многие родители годовалых малышей на приеме у педиатра жалуются на то, что их сын или дочь плюется густой пищей, не хочет есть или давится любым кусочком, задают вопрос, как научить ребенка жевать твердую пищу. Для предотвращения подобных ситуаций надо иметь четкое представление о формировании навыка жевания и грамотном подходе к введению прикорма.


Физиология жевания

Способность пережевывать твердую пищу ребенок обретает только на фоне своевременного созревания нервно-мышечной, пищеварительной, иммунной и мочевыделительной систем. В первые месяцы жизни (до 4 месяцев) у младенцев еще недостаточно развита координация для формирования пищевого комка, необходимая для его перемещения в ротовую часть глотки и дальнейшего проглатывания. Поэтому введение раннего прикорма является нефизиологичным. В возрасте 4–5 месяцев у детей угасает «рефлекс выталкивания ложки», и идет активное нервно-мышечное развитие, направленное на поддержание туловища в вертикальном положении, что допускает возможность введения полужидкой и твердой пищи (см. таблицу).

ВВЕДЕНИЕ ПРИКОРМА ДЕТЯМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

0–6 мес.

Сосание груди и глотание.

Жидкая пища

4–7 мес.

Появление первых жевательных движений. Перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка.

Пища в виде пюре

7–12 мес.

Очищение ложки губами. Кусание и жевание. Боковые движения языком и перемещение пищи к зубам.

Растертые или рубленые продукты, которые можно есть с ложки или руками

12–24 мес.

Вращательные жевательные движения. Стабильность челюстей.

Пища со взрослого стола

Жевательная функция — это рефлекс, который запускается в определенных условиях. Не являющийся врожденным, этот навык следует развивать. Но нужно отметить, что детей, которые не умеют жевать в 5–6 лет, не существует. Поэтому важным остается только то, что жеванию надо научить своевременно. В связи с большим количеством жидких и пюреообразных продуктов прикорма на современном рынке родители идут по пути отсроченного введения твердой пищи и тем самым тормозят развитие жевательного рефлекса, что приводит к формированию неправильного прикуса, нарушению речевого развития, избирательности в питании и дефектам лицевого скелета. Поэтому остается крайне важным момент того, что нужно приучить ребенка к блюдам различной плотности.


Развитие навыка жевания

Пищевой интерес начинает формироваться после 4 месяцев. Ребенок выказывает интерес по отношению к ложке, тарелкам и блюдам со стола. При наличии таких признаков родителям стоит задуматься о введении первого прикорма. Опираясь на международные и отечественные рекомендации педиатров по питанию детей первого года жизни, срок введения прикорма должен колебаться в пределах двух месяцев — с 4 до 6 месяцев. В этот период основные системы (пищеварительная, нервная, иммунная) младенца наиболее подготовлены к принятию иной пищи, чем молоко. Прикорм следует начать с пюрированных гомогенизированных блюд (каши, овощные или фруктовые пюре) с постепенным изменением их консистенции. Задержки во введении полутвердых и твердых продуктов прикорма могут привести к нарушениям в формировании правильного пищевого поведения и серьезным последствиям для здоровья.

Важно: Начать вводить прикорм можно с пробы выпить воды с маленькой ложечки. Если ребенок с удовольствием берет с ложки воду, то можно попробовать введение пюре или каши. Но при появлении первых зубов не стоит форсировать события и давать твердые фрукты и овощи, т. к. в этот период ребенок еще не справляется с выталкиванием кусочков к зубам и может подавиться.

Последовательность изменения консистенции блюд прикорма

В возрасте 4–6 месяцев ребенку необходимо предлагать в качестве продукта первого прикорма блюда высокой степени измельчения. Большинство производителей именно для этих целей прописывают допустимый возраст начала потребления продукта на этикетке. Первые блюда у малыша представляют собой жидкое пюре, эта консистенция является наиболее физиологической с позиции особенностей пищеварительной системы. Ребенок учится формировать пищевой комок, глотать густую пищу и делает первые попытки вращения челюстей для пережевывания.

В возрасте 7–12 месяцев ребенку допускается изменить консистенцию блюд до более густой и начать предлагать пищу, содержащую кусочки овощей/фруктов или хлопья злаков. В современной промышленности разработаны продукты для детей второго полугодия жизни, которые представляют собой неоднородные по составу каши, овощные и мясоовощные пюре. Благодаря своевременному введению подобных блюд ребенок не только получает наиболее полный спектр основных питательных веществ, но и формирует навык жевания и положительное отношение к твердой пище.


В последнем квартале первого года жизни ребенка допускается обогатить меню детским печеньем. Рецептура практически любого злакового продукта для детей первого года жизни, в том числе и печенья, разрабатывается с учетом физиологических потребностей ребенка раннего возраста. Поэтому в основных рекомендациях педиатров и детских диетологов допускается введение 2–3 штук печенья Bebi Premium в рацион годовалого малыша. Такой объем обеспечивает до 20 % суточной потребности в некоторых микроэлементах, а также помогает в развитии навыка жевания, координации движений головы и рук.

После года консистенция блюд приближается к взрослой, максимально поощряются пищевой интерес ребенка к семейному столу, самостоятельное владение ложкой. При соблюдении этих условий ребенок вырастет здоровым и гармоничным.