Питание – одна из важнейших функций человека, которая абсолютно необходима для его жизни. Но рост и гармоничное развитие ребенка зависят не только от обеспеченности питательными веществами, но и определяется правильной организацией приема пищи.

Содержание: Скрыть

  1. Первый опыт
  2. Переходный этап
  3. Сложный период
  4. Подготовительный этап
  5. Обучение ребенка есть ложкой
  6. Напитки
  7. Простые правила

Первый опыт

Формирование пищевого поведения начинается уже с первых дней жизни младенца. Изначально оно определяет естественную потребность – позволяет получать необходимые для жизни и развития питательные вещества. Громким плачем и поиском маминого соска грудничок оповещает о своем голоде и, наоборот, гулит, улыбается или спокойно спит, если он сыт. Несколько месяцев спустя после рождения, в период естественного вскармливания, пищевые взаимоотношения между мамой и младенцем становятся более сложными и не всегда напрямую связаны только с голодом малыша. Особенно ярко пищевое поведение меняется, если происходят какие-то значимые изменения в привычной жизни семьи. Наиболее характерный пример – это ранний выход мамы на работу, когда малыш через изменение питания может выражать недовольство по поводу ее частого отсутствия.

Переходный этап

С началом введения прикорма ребенок начинает адаптироваться к еде, отличной от грудного молока, привыкает к продуктам и приобретает навыки приема пищи, которые закрепятся и будут реализованы всю его последующую жизнь. Именно во втором полугодии жизни малыш начинает кушать самостоятельно, происходят его постепенная социализация и переход за общий семейный стол. Ориентируясь на пищевое поведение мамы и других ближайших родственников, малыш пытается подражать, стремится попробовать взрослую еду, приобретает свой собственный опыт и формирует вкусовые предпочтения. Этот этап очень важный в развитии человека. Он определяет вкусовые пристрастия в последующем, отношение к процедуре приема пищи, а также при неблагоприятном развитии событий может быть причиной стойких нарушений аппетита.

Сложный период

Никто из нас не родился с умением пользоваться ложкой, вилкой и пить из чашки. Эти навыки приобретаются с помощью взрослых, и именно их поведение определяет – насколько быстро и успешно, а самое главное – психологически комфортно ребенок освоит непростую науку поведения за столом. Родители должны запастись терпением, проявлять уважение к ребенку и понимать, что пройдет немало времени, прежде чем малыш освоит навыки приема пищи. Конечно, на первых порах маленький исследователь будет изучать еду на ощупь, пробовать размазывать ее по столу и переворачивать тарелку. Относитесь спокойно к его экспериментам, но продолжайте настойчиво его обучать, помогая пользоваться столовыми предметами и воспитывая собственным примером. Чем увереннее дети начинают владеть ложкой, тем меньше затруднений у них вызывает прием пищи, и тем успешнее расширяется их рацион.

Подготовительный этап

Для самостоятельного приема пищи у ребенка должно быть специально оборудованное место – наиболее популярны и удобны детские стульчики для кормления. Исходно ребенок будет кушать за своим столиком, а затем к концу первого года жизни можно стульчик пододвинуть к семейному столу.


Это важно! Для успешного овладения навыками приема пищи у детей должны быть своя удобная ложка и устойчивая тарелка. Желательно использовать ложку средних размеров, неглубокую, с нескользкой утолщенной ручкой. У первых столовых приборов не должно быть острых краев, чтобы малыш не поранил десны. Посуду необходимо выбирать из экологически чистых и безопасных материалов.

Ряд современных ложек имеет термочувствительные датчики, что может быть полезным для контроля температуры еды. Используйте тарелку с высокими краями, это позволит ребенку проще зачерпывать пищу. Для того чтобы посуда меньше скользила, выбирайте тарелки с широким основанием или используйте специальные приспособления в виде резинового дна или присоски.

Обучение ребенка есть ложкой

Перед тем как начать непосредственное обучение, постарайтесь, чтобы ребенок неоднократно видел, как другие члены семьи пользуются столовыми приборами и принимают пищу. Это станет положительным подкреплением в его обучении. Маме необходимо сесть непосредственно лицом к ребенку и предложить ложку, стараясь, чтобы он взял ее своей ведущей рукой. Придерживая запястье и локоть малыша, попробуйте зачерпнуть немного пищи и направить ко рту. Затем верните ложку в тарелку. По мере улучшения практики и обучения постепенно уменьшайте свою помощь, отодвигая свою поддерживающую руку от запястья к локтю ребенка, а затем давайте возможность малышу попробовать обойтись без посторонней помощи.

Конечно, не все получится сразу. Достаточно долго малыш будет пытаться кушать руками, класть еду в ложку пальцами или помогать другой рукой подносить ложку ко рту. Хвалите и открыто радуйтесь его успехам.


ВАЖНО! Помните, что детки испытывают большое эмоциональное напряжение, когда учатся есть сами, поэтому не стоит держать их за столом долго и тем более ругать за медлительность и неопрятность. Еще очень важным моментом является поощрение самостоятельности. Не отбирайте у ребенка ложку, пытаясь ускорить процесс. И не бойтесь, что малыш съест меньше, – через какое-то время он проголодается снова и с радостью съест следующую порцию.

Напитки

Современный рынок товаров изобилует различными приспособлениями для выпаивания малышей: от бутылочек до различных поильников. Однако специалисты в области детского питания рекомендуют учить ребенка пить из чашки. На первом году жизни у ребенка выраженный сосательный рефлекс, поэтому при использовании бутылки или поильника он может выпивать больше, чем ему требуется. Стакан или чашка должны быть маловесные и изготовлены из материалов, которые не трескаются и не бьются. Одни малыши предпочитают пить, обхватив ладошками стакан, другим более удобно держаться за ручку кружки – попробуйте разные варианты, выбрав наиболее удобный. На начальном этапе взрослый подносит чашку ко рту и, прислоняя к губам, медленно наклоняет ее. Наливайте жидкость только на треть объема – ребенок не будет захлебываться, но и не нужно будет запрокидывать голову. Следующим этапом помогайте малышу – держите его запястья и направляйте его руки со стаканом ко рту. Научите его держать голову прямо во время питья. А уже следующим шагом позвольте пробовать пить самостоятельно.

Простые правила

  • Очень важно создать для ребенка правильный стереотип питания. Перед едой убирайте из поля зрения игрушки, не включайте телевизор.
  • Постарайтесь создать спокойную и доброжелательную атмосферу за столом. Прием пищи не должен ассоциироваться со стрессом и негативными эмоциями.
  • Во время кормления можно обучать ребенка многим другим вещам: названиям посуды и еды, обсуждению вкусовых качеств пищи.
  • С самого раннего возраста прививайте малышу гигиенические и эстетические навыки. Он должен привыкать мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, говорить: «Спасибо», – после еды.
  • Сервируйте стол к приему пищи, используйте яркую детскую посуду и пофантазируйте над внешним видом предлагаемого блюда.

Конечно, все эти мероприятия требуют времени и ваших усилий, но и малыш с большим удовольствием будет кушать привлекательное блюдо, и питание будет связано с положительными эмоциями. Но если ребенок ведет себя нехорошо за столом, намеренно разбрасывает еду, стучит ложкой и кидает посуду – можно и нужно сделать ему замечание строгим тоном. Важно донести, что пища – это ценность, к ней мы относимся с уважением.