Психология

1 голос, в среднем: 5 из 5

Не играй в мои игрушки…

  • 15.03.2017
  • 4 мин.
  • 4881

Много вопросов у родителей всегда вызывает такое явление как детская жадность. Что это — временное возрастное проявление или черта характера? И как вести себя в обоих случаях?

Психологи утверждают, что жадность не передается по наследству, она приобретается. Ее причина — в неправильном поведении взрослых. И если она не будет ими же закреплена, то со временем обязательно исчезнет.

Впервые детская жадность проявляется в возрасте 1,5 — 3 года. В это время наступает совершенно новый этап в психологическом развитии ребенка. Если раньше он в основном говорил о себе в третьем лице, то теперь начинает использовать слова «я» и «мое». Он начинает ощущать себя центром мира, а все остальное воспринимать как собственное продолжение. Поэтому для двухлетнего малыша отдать свою игрушку другому — все равно что отдать частичку себя. В этом возрасте о жадности как о черте характера не может быть и речи. Это всего лишь борьба за право собственности. Ребенку важно знать, что его вещи неприкосновенны без его согласия. Мамам необходимо признать за ребенком право самому распоряжаться своими игрушками. Нельзя научить щедрости, постоянно отнимая. И заставлять ребенка делиться — это лучший способ сделать его жадным. Во-первых, он не поймет, что значит в полной мере быть хозяином своей собственности. И тогда рискует вырасти безотказным, не умеющим отстаивать свои интересы. А во-вторых, с возрастом он может начать делать вопреки, как бы отыгрываясь за те годы, что против своей воли отдавал свои вещи. Так уж придумано природой, что сначала у ребенка возникает желание отстаивать себя и свое личное пространство, а уже потом (с 3 до 5 лет) уровень его развития позволяет воспитывать в нем умение делиться.

Итак, период с 3 до 5 лет — самое время прививать моральные нормы. В этом возрасте дети начинают играть вместе. И если раньше игрушка представляла ценность сама по себе, то теперь она становится как бы посредником между детьми. Ребенок очень быстро понимает, что, разрешив играть своими игрушками другим, он получает право войти в игру. При этом, определив свой круг друзей, ребенок может не подпускать к своим игрушкам тех, кого он считает «чужими». Это тоже не жадность, это норма. Ребенок выделяет для себя близкое окружение, которому доверяет и которому готов отдать самое лучшее. Остальные же в этот круг не входят, поэтому он может не захотеть с ними делиться. Таким образом, к 5 годам ребенок усваивает некие правила поведения, понимает зачем нужно делиться и, как правило, делает это осознанно и с удовольствием.

Если же к 7 годам тема жадности не исчезает, то, скорее всего, за ней скрываются серьезные психологические проблемы. Основная — это недостаток внимания. Ребенку может не хватать тепла от значимых для него людей. Тогда сделанные ими подарки становятся для него единственным доказательством любви. Поэтому таким детям очень трудно что-либо отдавать, они стремятся только брать.

В семьях, где несколько детей, жадность может быть проявлением более глубокой проблемы — ревности. С появлением младшего старший начинает бояться, что мама его любит меньше. Стыдить в таком случае за проявления жадности — значит закреплять проблему. Если с ребенком можно договориться, то психологи подсказывают такой выход из положения: когда старший опасается, что малыш сломает его игрушку, позвольте ему самому показывать, как с ней обращаться. Если же кроха норовит ее бросить, то разрешите забрать ее, предлагая взамен что-нибудь другое. Если на жадность никак повлиять не удается, то надо гасить ревность.

Иногда за жадностью скрывается жажда лидерства. Ребенок жадничает, ожидая, что его поуговаривают дать свою игрушку. Обычно это дети, которые в своей собственной семье занимают слишком высокое место. Перед ними «прыгают» мамы и бабушки, а они играют роль маленьких тиранов. Чтобы победить жадность такого ребенка, надо, во-первых, пересмотреть его позиции в семье, а во-вторых, попытаться реализовать его лидерство в других областях. Пусть это будет жадность к знаниям. То есть ребенок будет интеллектуальным лидером. А заодно завоюет у сверстников настоящий авторитет.

Предпосылки к развитию жадности бывают заложены и в самой личности. Если ребенок педантичного склада, то он склонен к накопительству. Повзрослев, такой человек может даже стать скрягой. Часто педанты — страстные коллекционеры. Если ваш ребенок что-то увлеченно собирает, то, возможно, он имеет именно такой склад характера. От педанта не надо ждать проявлений щедрости, но привить ему нормы поведения вполне реально.

И последнее. Жадность — явление социальное, потому что проявляется только в отношениях с другими людьми. Надо ли говорить, что ребенок принимает систему ценностей, устоявшуюся в семье. И если семья замкнутая, малообщительная, в которой не привыкли отзываться на чужие проблемы, а «гребут все под себя», то и ребенок начинает воспринимать жадность как норму поведения. Если же ребенок видит, что вы находите время помочь друзьям, по душам поговорить с родными, порадовать чем-то близких, то и он научится сначала проявлять душевную щедрость, а потом и получать от этого удовольствие.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Взрослые причины детских проблем

Все детские проблемы исходят из-за семейных взаимоотнашений. Как их избежать?

Психология

Разум или чувства?

Чувствительность детей. Проявление чувств или руководство разума? Правильное воспитание чувствительности у ребенка.

Психология

Не капризы, а рождение мышления

Развитие мышления малыша через наглядно-образное и наглядно - действенное мышление. Когда ребенок требует внимания, задача родителей - правильно понимать, чего хочет ребенок.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами