Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Порядковый номер судьбы

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 4231

Сейчас снова входит в моду многодетность. В современных семьях два ребенка — уже почти норма, а три — уже совсем не редкость. Последовательность появления детей на свет имеет огромное значение. Она определят ролевые позиции ребенка в семье и влияет на его характер и судьбу.

С рождением каждого ребенка атмосфера в семье меняется, поскольку меняются сами родители. Во-первых, они становятся более опытными. Ведь все знают, что воспитание, например, второго ребенка проходит без прежней нервозности. Во-вторых, меняются внешние обстоятельства — возможно, родители переезжают на новое место жительства, становятся более благополучными в экономическом плане. Все это обязательно оказывает влияние на их отношение к детям. А каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Поэтому родители по-разному реагируют на появление детей и разного ожидают от них. Таким образом, порядок рождения задает более-менее определенную модель, по которой ребенок развивается.

Первенцы с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Если они остаются единственными детьми в семье, то зачастую становятся эгоцентристами. Находясь во власти родительской опеки, единственный ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей строить свои отношения с окружающими. Поэтому ему бывает трудно научиться уживаться с другими. С другой стороны, единственные дети нередко обладают лидерскими качествами. Они склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет в семье других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Они ориентированы на родителей, чувствительны к их правилам и ожиданиям и стараются им соответствовать. В силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь взрослых, они имеют больше возможностей для интеллектуального роста, да и родители имеют больше времени и возможностей на их развитие и общение с ними.

Если же в семье появляется второй ребенок, то развитие первенца идет по другому сценарию.

Его статус меняется. Он лишается своей исключительной позиции в обладании любовью матери и часто ревнует к сопернику. Если родители не очень эффективно гасят ревность, то старшие дети вырастают эмоционально нестабильными. Они перестают быть единственными, но потребность быть первыми и главными у них сохраняется, поэтому они живут в страхе не оправдать связанные с ними надежды. В то же время они видят, что любое дело могут делать лучше, чем их младшие братья или сестры, и быстро убеждаются в том, что раз они старше, то и умнее. А потому много добиваются. Старшие дети ответственны, но иногда даже слишком, из-за чего часто превращаются в глубоко тревожные личности. Им тяжело принять чужую помощь. Они нетерпимы к чужим ошибкам и очень чувствительны к замечаниям в свой адрес. Им бывает трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Младшему ребенку гораздо больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. В раннем детстве, когда закладывается модель поведения, на них возлагается меньше обязанностей. И относятся к ним родители менее требовательно. Поэтому и ответственность за все происходящее младшие дети легко переваливают на других. Привыкая к тому, что все о них заботятся, все за них решают, они поздно становятся самостоятельными. Всегда оставаясь в семье самыми маленькими, младшие дети усваивают, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывают обходные пути достижения желаемого, то есть учатся манипулировать. При этом они не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих и более ориентированы на себя. Часто младшие становятся любимчиками, поэтому они эмоционально стабильнее, в отличие от тревожных старших.

Если в семье появляется третий ребенок, то все черты младшего достаются ему. Тот, который оказался средним, может проявлять черты как младшего, так и старшего, или их сочетание. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с разными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире как со старшими, так и с младшими. Однако часто средний ребенок вынужден бороться за свое место в семейной иерархии. Ведь у него не только нет привилегий и власти самого старшего, но его и не балуют как самого младшего. Он не лучший, как первый, и не любимый, как третий. Поэтому сразу оказывается как бы в невыгодном положении. Исключение составляют единственные мальчик или девочка среди остальных двух детей противоположного пола. Средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи и легко принимает ценности и установки других людей.

Порядок рождения накладывает отпечаток при создании собственной семьи. Если место, которое ребенок занимал среди братьев-сестер, не сохраняется во взрослых отношениях, то ему может быть тяжело и не комфортно в браке. Даже если в родной семье обстановка не была благоприятной, она может оказаться предпочтительней, потому что ребенок знает, как с ней справляться. Именно поэтому лучшей парой для человека может быть тот, кто позволяет повторить знакомую обстановку в семье.

Например, брак старшего брата и младшей сестры считается благоприятным, так как позволяет наиболее точно повторить отношения в семье: младшая сестра, как жена, готова подчиняться мужу, который, как старший брат, берет на себя функции лидера. Два младших ребенка, оказавшись в роли мужа и жены, будут ожидать друг от друга принятия решений. А поскольку никто из них не готов брать на себя ответственность, каждый будет находиться в пассивном ожидании, постепенно разочаровываясь в браке. Нелегко приходится и старшим детям — они неизбежно конфликтуют за лидерство, так как оба не привыкли подчиняться.

Знание того, какая роль была отведена в родительской семье, очень помогает в собственной взрослой жизни. Мы начинаем понимать сильные и слабые стороны друг друга, поступки и стремления, и можем попробовать прийти к взаимопониманию и компромиссам, а не к разрушению отношений.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Через призму одиночества

Чем плохо одиночество для малыша. Может ли изоляция от общества усугубить агрессивное поведение ребенка.

Психология

Наука проигрывать

Как научить ребенка проигрывать? Не пытайтесь ограничивать ребенка от неудач. Он должен научиться чувствовать не только победу, но и поражение.

Психология

Границы личного

Как правильно организовать личное пространство для малыша. Детский уютный уголок и его важность в жизни и развитии ребенка.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами